Народная обрядовая кукла Масленица

Традиция изготовления и сожжения обрядовой народной куклы «Масленица» была распространена на всей территории России. Правда, если в центральных, южных районах и в Сибири это было повсеместной практикой, то на Русском Севере и в Поволжье такой обычай хоть и встречался, но редко. А вот имен у соломенной куклы-чучела было много. Самое известное из них Масленица или Масленка. Но вот, например, в Костромской губернии звали ее Гаранька, а в Нижегородской просто Баба.

Сегодня Масленица – праздник вполне христианский. В это время перестают употреблять в пищу мясо, но все остальные скоромные продукты едят в изобилии. Главная задача праздника – примириться со всеми, приготовить душу и тело к предстоящему посту и Пасхе. Поэтому и заканчивается веселый и шумный праздник Прощеным воскресеньем. Русская Масленица аналог западного католического карнавала. Целая неделя сытых, веселых, разгульных и даже слегка хулиганских дней. И эпитеты которым награждают Масленицу соответствующие: широкорожая, блиноеда, веселая.

Хотя и праздник проводов зимы и обрядовая кукла «Масленица» давно и прочно вошли и в православную культуру, но в них чувствуются древние, языческие корни. Скорее всего, раньше этот праздник был привязан к дате весеннего солнцестояния. Но уже много веков гуляют Масленицу перед Великим постом. А, значит, точной даты нет. Как и сроки празднования Пасхи, даты Масленичной недели «плавающие», меняющиеся из года в год. Если Пасха ранняя, то провожать зиму придется в лютые февральские морозы, а если поздняя, то и снег уже может подтаять и капель отзвенеть.

 Как делали народную обрядовую куклы «Масленица»

Народную обрядовую куклу-Масленицу делали из соломы. Но часто соломенное чучело имело «скелет» – крестовину из двух жердей. Обычно для этих целей использовали древесину березы. Это дерево, как и солома, символизировало быстрый, буйный рост. Затем Масленицу. Одежду брали старую, ношенную. Иногда просто брали тряпки и создавали подобие костюма, обматывая их вокруг куклы. Но при этом старались, чтобы на ткани был растительный орнамент. Из очесов льна плели косу и повязывали на голову платок. В руку кукле часто давали круглый «блин» или сковородку. Размером Масленицу делали в рост человека или чуть выше.

Куклу старались делать дородной, даже толстой. И ее женские достоинства не забывали подчеркивать – делали огромную грудь. Как и все обрядовые народные куклы, Масленица изначальна была безлика. Но позже лицо ей стали рисовать. Углем, свеклой. Вместо носа могли воткнуть морковку. И сегодня для нас чучело Масленицы – это, прежде всего, смешная рожица и улыбка до ушей.

Но не всегда Масленица это дородная тетка. В Поволжье, например, делали соломенное чучело коня. А в Белоруссии устраивали похороны «деда», который от жадности и обжорства костью подавился. «Деда» этого, кстати, наделяли несоразмерно огромным детородным органом. И, более того, привязывали к этому мужскому атрибуту веревку и во время «похорон» за нее дергали, заставляя дедово «достоинство» подниматься.

Народная тряпичная обрядовая кукла «Домашняя Масленица»

В праздничных игрищах с Масленицей обычно принимала участие вся деревня. Поэтому делали одну большую куклу. Но иногда кроме большой «общественной» куклы делали и маленькую. Обычай создания такой народной тряпичной куклы был в Тульской губернии. Звали ее «Домашняя Масленица». Как и «старшую сестру», делали ее из соломы или лыка. Но лицо обязательно обтягивали белой тканью, а не оставляли соломенное. Высотой куколка была всего с ладошку. «Поселяли» ее в доме на целый год. Обычное место для этой тряпичной куклы – у двери. Только в среду масленой недели, когда принято было ходить «к теще на блины», в ожидании молодых выставляла теща куклу в окно или даже на улицу – гостей встречать. Домашнюю Масленицу считали мощным оберегом дома от всяческих напастей.

Срок жизни домашней Масленицы был строго отмерен – один год. В масленичное (прощеное) воскресенье ее, как и большую куклу, сжигали, а на замену делали новую куклу.

Как «хоронили» народную обрядовую куклу «Масленица»

 

До того как сжечь, «похоронить» куклу-чучело Масленицы, ее выставляли на показ всему честному народу. Иногда устраивали ей «встречу». Куклу «водили» по деревне, катали с гор на корыте, пели ей песни, величали:

Дорога наша Масленица,

Ты Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая да румяная!

Коса длинная, трехаршинная,

Брови черные, наведенные,

Лапти частые, головастые!

Жизнь Масленицы была веселой и разгульной, но недолгой. В конце масленой недели, в воскресенье, ее сжигали, прощаясь с зимой и ожидая весну. На этом костре было принято сжигать не только куклу, но и все старое и ненужное: негодную утварь и одежду, бороны, бочки, колеса, старую солому и т.д. Так в очищающем огне сгорало все ненужное, старое, плохое, освобождая дорогу новому, лучшему. Считалось, что чем больше костер, тем скорее можно будет приступать к севу. Золу из костра разбрасывали по полям для дружных всходов и богатого урожая. В некоторых местностях куклу-чучело не делали, а просто жгли костер. Но при этом такое действо все равно называлось «жечь Масленицу». Изредка куклу не жгли, а топили в реке или разрывали в клочья на полях.

Перед тем как сжечь Масленицу, да и пока она горела, ее всячески ругали и поносили. Звали уже не румяной да чернобровой, а «кургузихой», «кривошеей», «обманщицей». Масленица как бы забирала с собой на костер не только старые материальные вещи, но и «грехи» всей общины, становясь «козлом отпущения».

Вообще, символизм этой народной обрядовой куклы многопланов. Кроме очистительной функции несла на себе Масленица и продуцирующую, аграрную ипостась, обещая новый щедрый урожай. Об этом говорит и материал из которого ее делали (солома, березовые жерди), которые символизировали буйный рост. Кроме того, сжигали, ее в поле, а золу разбрасывали – «чтоб все уродилось, чтоб рожь колосилась». И еще прослеживается в «похоронах» обрядовой куклы вечный аграрный сюжет – умирания старого, отжившего, чтоб затем возродиться. Ведь и зерно, прежде чем прорастет новым колосом, должно «умереть» и быть «похороненным», зарытым в землю. Сюжет с умирающим и воскресающим богом известен человечеству с глубокой древности. Такими богами были и египетский Осирис и греческий Дионис.

Еще одна возможная символическая функция «Масленицы» – «соединить» мир живых и потустороннюю реальность мира мертвых. Чтобы обеспечить себе покровительство предков, люди отправляли к ним «вестника».

Возможно, раньше таким «послом на тот свет», «козлом отпущения» и «жертвой солнцу» был живой человек, но потом его заменила обрядовая заместительная кукла.

 

Каталог
Ваша корзина

Добавьте товар

+7 (915) 133-00-70

время работы: с 9:00 до 19:00